Главная » Статьи » Мои статьи |
«Трудовое воспитание - фактор становления личности» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тобуинская средняя общеобразовательная школа АНАЛИЗ СОЦИО - КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЛА 1.1 Территориальная-административная. Тобуинская средняя общеобразовательная школа находится в селе Тобуя, Верхневилюйского улуса, РС(Я). Центр улуса – с. Верхневилюйск Удаленность села Тобуя от улусного центра состовляет 280 км. Территория наслега-6265,63 га Площадь населенного пункта-1059472 кв.м. Транспортная связь с центром улуса:
Таким образом, связь с центром прерывается на месяцы. 1.2. Хозяйственно – экономическая. Население занимается молочным скотоводством, мясным табунам коневодством, охотой. Личные подсобные хозяйства объедены в 1 крестьянское кооперированное хозяйство. Число семей, имеющих крупный рогатый скот-. Большинство семей выживает за счет продукции личного подсобного хозяйства, охоты, но нет ранка сбыта продукции – сложная транспортная схема, низкая закупочная цена, завышенные требования Роспотребнадзора, бюрократическая волокита сводят все старания сельского жителя на нет. Разведением скота занимаются в основном семьи среднего и старшего поколения, молодые семьи не видят в скотоводстве выгоды, трудности в заготовке кормов в летнее время, проживание одной семьей с родителями, не приобщение детей к традиционным занятиям привели к отходу от традиционного вида хозяйствования. В предприятиях и организациях села занято 107 человек из 175 человек взрослого населения. 1.3. предприятия наслега:
1.4. Демографическая: * Численность населения-350 * Возрастной состав: * Дошкольный возраст-39 * Из них воспитанники ДОУ «Танюша»-25 Школьники-54 * Молодежь до 35 лет-99, из них студентов-38 * До 50 лет-71 * Пенсионеры-51. 1.5.Социальная и культурно-национальная: - Средний заработок семьи-10 тыс. рублей; - Количество безработных-26, из них состоят в службу занятости-3 - 50% малообеспеченных семей- - 0% неблагополучных семей- - Семьи с детьми – инвалидами-2, количество детей-инволидов-2. - Семьи-опекуны-7 - Многодетные семьи-8 и более детей в семье - Многодетные семьи-8 и более детей в семье Национальный состав населения: Якуты-332. Эвены-3. Беженцев и вынужденных переселенцев-нет. В селе одна языковая среда-сахаязычная. 1.6. Образование: - с высшим образованием-27 - неоконченное высшее-6 - среднее специальное-43 - Анализ социальной и образовательной среды показывает средний. Образовательный уровень взрослого населения-только в учреждениях образовательной среды имеются специалисты с высшим образованием. Большинство молодых родителей – средним специальным образованием. 1.7. Традиции села: Село отличается трудолюбием и людьми, крепкими хозяйствами, добротными частными домами. 1. Трудовые: 2. Промысловые: 3. Спортивно-оздоровительные: 4. Культурно-эстетические: 5. Экологические: Хочется отметить отличительную черту населения – взаимопомощь в решении трудных жизненных проблем, организованность в проведении традиционных праздников, мероприятий, конкурсов. Школа более 10 лет ведет антропометрическое исследование состояние здоровья детей. Но исследования носят только констатирующий характер физического состояния, нет мониторинга психологического и Физического состояния обучающихся, не созданы условия для познания своих психических, физиологических и психических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья. В школе нет медицинского работника, служба психолого-педагогического сопровождения только на стадии создания. Не в полную меру реализованы педагогические возможности.
2. Анализ жизненных проблем * Экологические * Социальные * Коммуникативные * Управленческие * Семейные * Духовные * Образовательные
Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения Выявление образовательных запросов социальных, профессиональных и возрастных групп населения. Запросы родителей: * Обеспеченность школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам; * Информатизация образовательного процесса - ознакомление с новыми образовательными стандартами (ФГОС) * Получение ребенком качественного образования; * Профориентационная работа; * Организация полноценного питания детей; * Обеспечение безопасности детей; * Воспитание физически, нравственно и духовно развитой личности; * Запросы общественных организаций, трудовых коллективов, администрации наслега, начальников микрорайонов (туэлбэ), руководителей предприятий; * Воспитание организаторских способностей у учащихся, способных организовать свой бизнес; Современная социокультурная ситуация в селе Туобуя характеризуется рядом условий: Эконом подготовка специалистов муниципальных образований, готовых вернуться в село; * Воспитание здорового поколения; * Воспитание патриотов; * Использование возможностей социума для привития трудовых навыков; * Воспитание культуры поведения в общественных местах; * Воспитание активной жизненной позиции; * Получение полноценного общего образования , обеспечивающего равные возможности выпускников Отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ. Учащиеся ставят на первый план: * Организация секций и кружков по своим интересам; * Интересные мероприятия и конкурсы; * Массовые спортивные соревнования; * Выезд с дружескими встречами в соседние села; Создание в школе атмосферы интересного, нового, увлекательного мира. * Запросы учителей; * Воспитание добросовестного отношения, ответственности к образовательному процессу, повышение познавательного интереса обучающихся; * Создание условий для укрепления физического, нравственного, духовного развития обучающихся; * Создание условий для разностороннего развития своих возможностей; * Повышение уровня педпросвещений родителей; * Соответствующая оплата, материальное и моральное стимулирование труда педагогов.
Описание образовательной ситуации. Описание Образовательного пространства в наслеге. Влияние на развитие личности тех или иных слоев населения. В селе около 100 человек имеют высшее и среднее специальное образование, что составляет 62% от общего числа взрослого населения. Тем самым, это дает правильное направление развитию личности, на осознанный выбор жизненных приоритетов и ценностей. Положительные стороны: - понимание получения образования для своего светлого будущего;
Отрицательные стороны:
Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов. Образовательная система школы с каждым годом становится более активной, продуктивной. Создана эффективная, постоянно действующая система непрерывного образования педагогов и привлечения к работе социума наслега. Основная миссия школы воспитание достойного «труженика», семьянина» и «гражданина». Ведется систематизированная работа по улучшению качества образования, воспитания будущего поколения наслега.
* Социально-педагогическими- нормативными требованиями развития образовательного учреждения; * Образовательным- достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями; * Психолого-педагогический личностный рост. 2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы школы с другими программами развития образования. 3. Реализации в образовательном учреждении федерального, регионального и школьного стандартов во всем многообразии вариативных образовательных программ. 4. Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства наслега и улуса. 5.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг.
Формулирование ключевой проблемы образования. В перспективе, планируется подключение наслега к новым коммуникационным технологиям кабельный Интернет-сети, мобильной связи. Новые инновационные и коммуникативные технологии дадут возможность расширения и углубления образовательной среды социума. Ключевой проблемой образования социума наслега является воспитание социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования, включающую: 1. Патриотизм, готовность, способствовать процветанию родного края. 2. Физическая развитость 3. Компетентность 4. Конкурентноспособность 5. Коммуникабельность 6. Готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования.
В настоящее время концепция развития сала изменяется. Основным приоритетом становится интенсивное развитие отраслей сельского хозяйства: коневодство, животноводство, промысловые занятия, где трудоспособное население получает годовой доход. Лошадей составляет 318 голов, крупный рогатый скот 190 голов. В селе постепенно реализовываются национальные и региональные приоритетные проекты в социальной сфере: образование, культура, здравоохранение. Общая численность населения составляет 350 человек, трудоспособные 150 человек. В настоящее время в селе функционируют 7 бюджетных организаций, которой поддерживается экономическая стабильность села: администрация, школа, ЖКХ, КСК, больница, детсад, ДЭС в котором работают 120 человек на оплачиваемую работу. Из них 32 работника пенсионеры.
Село Туобуя – самое отдаленное село в улусе, расположено 270 км от улусного центра Верхневилюйска, в ближайшем будущем село может развиваться сельскохозяйственном, туристическом направлении. Модель развития села характеризуется следующими процессами: определенный рост благосостояния среднего класса жителей села; утечка молодежи в городах и улусных центрах; село характеризуется самобытной народной культурной и уникальным культурно-историческим наследием. В социально-культурной жизни населения села наблюдается ряд следующих процессов: рост социально-демографических проблем, характеризуемых слабой социальной обеспеченностью населения и утечкой молодежи, рост численности людей старшего возраста; недостаточное развитие социально-культурной инфраструктуры, удаленность и оторванность от центров культурного развития; Исчезновение носителей культурно-исторических, фольклорных и ремесленнических традиций, потеря культурной самобытности.
определяют современный вектор информатизации: активное развитие и внедрение Интернет-коммуникаций во сне сферы жизнедеятельности населения; анализ сферы социально-культурной ситуации села Туобуя позволяет выделить ряд её сильных и слабых сторон.
1.Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие: -коневодство -охота -животноводство 2. Самобытность населения. 3. Уникальность и разнообразие природно-культурных ландшафтов. 4. Сложившаяся история жизнедеятельности, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры села. 5. Уникальное географическое положение.
1. Слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения. 2. Отсутствие достаточных финансовых вложений в приобретение дорогостоящих инструментов. 3. Несоответствие кадрового потенциала современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере. 4. Творческая молодежь не представляет общественной силы, слабо организована, институционально не оформлена и не заставляет о себе власти, обществу, в том числе бизнесу и СМИ. 5. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ культуры села для его жителей и гостей. 6. Неразвита инфраструктура культурного туризма и не в полной мере актуализированы традиции гостеприимства. Эти слабые стороны культурной сферы края могут усугубиться следующими внешними угрозами: 1. Сокращение бюджетных расходов на культуру в ситуации финансового кризиса. Как следствие – потеря уникальности и самобытности культуры села. 2. Отсутствие капиталовложений в инновационно-экспериментальную деятельность в сфере культуры. Как следствие – потеря привлекательности территории для жизни молодежи. 3. Принятие новых нормативных правовых документов, не учитывающих специфику учреждений культуры. Как следствие – снижение качества предоставляемых культурных услуг разрушение традиций.
между современными потребностями общества в ценностных ориентациях и неспособностью сложившейся системы культуры к их формированию и трансляции; между потребностью в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным статусом отрасли культуры; -между наступательным движением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности современного общества и неготовностью отрасли культуры наладить взаимодействие с коммерческим сектором; -между внедрением инновационных технологий в жизнедеятельность общества и отсутствием возможности для их использования в действующих институтах культуры; для разработки механизма преодоления существующих противоречий социально-культурной практики необходим объективный анализ культурной ситуации в селе, которой позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед культурой в целом , но и определить дальнейшие перспективы её развития, обладающие новизной, а именно: 1. Осознание востребованности творческих ресурсов, способных предложить инновационные модели мышления, где креативная составляющая является одним из факторов, определяющих социо - культурную действительность.
В последние десятилетия образовательном пространстве все меньше и меньше говорим о трудовом воспитании. Хотя многие школы работают по агропрофильными и дуальными направлениями и довольно успешно. Задача этих школ призвана обеспечить трудовую и профессиональную подготовку учащихся. Это очень сложно в условиях массового падения социального статуса трудовой деятельности, существенно изменившего авторитет профессий. Выполнение задач трудовой подготовки требует объективной оценки, пересмотра, ревизии многих устоявшихся в образовательной системе традиций и канонов. Среди самых актуальных – пересмотр отношение к селу, что позволит направить весь учебно - воспитательный и социо - культурный потенциал школы в сельской местности на развитие каждого ребенка, его самореализацию, с учетом личностной траектории. Выпускники сельской школы должны жить в условиях обостренной и материальной неопределенности, решения задач организации новых форм хозяйствования на селе. Сельская школа призвана обеспечить соответствующую подготовку учащихся с учетом данных изменений. Условием подготовки трудового воспитания самореализующейся личности должен быть приобщение учащихся к традиционному мировоззрению и занятию этноса связанные с категориями духовных традиций этнического воспитания. Идеологией проекта трудового воспитания опирается на три составные части основных жизненных сил человека – Ийэ кут (мать душа), Буор кут (телесное начало), Салгын кут. Эти элементы объединяют три составные материальные части человека – голова, сердце, руки. Эти части тело в основном дают трудовую деятельность человеку. Играют большую роль на самореализацию человека в целом. Дисгармония этих начал влечет за собой физическую, психическую, нравственную неполноценность: ейе суох (человек без головы), сурэ5э суох (ленивый), салан киьи (человек без рук). Ребенка нужно научить работать голову, сердце и руки – это условие благополучия человека при жизни. Если мы сейчас будем дальше формировать автоматические навыки трудовых способностей и готовить работников (улэьит илии) то в будущем появятся хозяева для наших работников.
Организация внеурочных занятий по труду; - Создание материально-технической базы трудового воспитания; -Трудовая практика учащихся через организации творческих лабораторий: 1. Эколого - краеведческая лаборатория. Расширение знаний по истории и культуре края, охрана природы как необходимого сохранения условия жизни человека; 2.Культурологическая лаборатория. Изучение традиций и обычаев села; 3.Трудововая - промысловая лаборатория. Традиционные промыслы и занятия; 4.Спортивно - оздоровительная лаборатория. Пропаганда ЗОЖ, обеспечение жизнедеятельности внутреннего и внешнего самовыражения (БОДО). - Общественно полезного производительного труда обучающихся; -разработать модели трудового воспитания основанный на этническое осмысление, как фактор самореализующейся личности; - Создать организационно – педагогические условия приобщения обучающихся к традиционному мировоззрению
- Создание системы духовного развития личности на основе опыта народной педагогики; - Программа «Эркээйи»; - Традиционная мировоззрения народа как основа духовного воспитания личности.
1 этап – подготовительный – 2013 – 2014 учебные годы. 2 этап – внедренческий – 2014-2015 учебные годы. 3 этап – итоговый – 2015-2016 учебные годы.
2 этап - внедренческий - 2014 - 2015 учебные годы:
для 8-9-х предпрофильных классов;
3 этап - итоговый - 2015 - 2016 учебные годы: Запуск апробированных механизмов реализации проекта в режим постоянного действия. Подготовка самореализующейся личности конкурентноспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села.
Ресурсное обеспечение проекта:
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
Источник: http://tobujschool123.ucoz.ru/publ/1-0-0-0-1 | |
Просмотров: 1667 | |
Всего комментариев: 0 | |