«Трудовое воспитание - фактор становления личности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тобуинская средняя общеобразовательная школа
АНАЛИЗ СОЦИО - КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
СЕЛА ТУОБУЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЛА
1.1 Территориальная-административная.
Тобуинская средняя общеобразовательная школа находится в селе Тобуя, Верхневилюйского улуса, РС(Я).
Центр улуса – с. Верхневилюйск
Удаленность села Тобуя от улусного центра состовляет 280 км.
Территория наслега-6265,63 га
Площадь населенного пункта-1059472 кв.м.
Транспортная связь с центром улуса:
- В зимнее время-автозимник (в зависимости от природных условий с начала ноября до конца апреля)
- В летнее время-авиатранспорт (рейсы производятся в зависимости от количества пассажиров и погодных условий)
Таким образом, связь с центром прерывается на месяцы.
1.2. Хозяйственно – экономическая.
Население занимается молочным скотоводством, мясным табунам коневодством, охотой.
Личные подсобные хозяйства объедены в 1 крестьянское кооперированное хозяйство.
Число семей, имеющих крупный рогатый скот-. Большинство семей выживает за счет продукции личного подсобного хозяйства, охоты, но нет ранка сбыта продукции – сложная транспортная схема, низкая закупочная цена, завышенные требования Роспотребнадзора, бюрократическая волокита сводят все старания сельского жителя на нет. Разведением скота занимаются в основном семьи среднего и старшего поколения, молодые семьи не видят в скотоводстве выгоды, трудности в заготовке кормов в летнее время, проживание одной семьей с родителями, не приобщение детей к традиционным занятиям привели к отходу от традиционного вида хозяйствования. В предприятиях и организациях села занято 107 человек из 175 человек взрослого населения.
1.3. предприятия наслега:
- Администрация наслега-6
- Средняя школа-33
- Детский сад-8
- Больница-11
- Культурно-спортивный комплекс-7
- Дизельная электростанция-7
- Ветпункт-2
- Пекарня-2
- Почта-2
- Сахателеком-1
- ИП-1
- Лесхоз-1
- Представитель охотобщества-1
- Общественные организации-административный совет, род.комитет, туолбэ “Дьаарбан”, “Алаьа”, “Чаран”, молодежная организация «Сайдыс».
1.4. Демографическая:
* Численность населения-350
* Возрастной состав:
* Дошкольный возраст-39
* Из них воспитанники ДОУ «Танюша»-25
Школьники-54
* Молодежь до 35 лет-99, из них студентов-38
* До 50 лет-71 * Пенсионеры-51.
1.5.Социальная и культурно-национальная:
- Средний заработок семьи-10 тыс. рублей;
- Количество безработных-26, из них состоят в службу занятости-3
- 50% малообеспеченных семей-
- 0% неблагополучных семей-
- Семьи с детьми – инвалидами-2, количество детей-инволидов-2.
- Семьи-опекуны-7
- Многодетные семьи-8 и более детей в семье
- Многодетные семьи-8 и более детей в семье
Национальный состав населения:
Якуты-332.
Эвены-3.
Беженцев и вынужденных переселенцев-нет.
В селе одна языковая среда-сахаязычная.
1.6. Образование:
- с высшим образованием-27
- неоконченное высшее-6
- среднее специальное-43
- Анализ социальной и образовательной среды показывает средний. Образовательный уровень взрослого
населения-только в учреждениях образовательной среды имеются специалисты с высшим образованием.
Большинство молодых родителей – средним специальным образованием.
1.7. Традиции села:
Село отличается трудолюбием и людьми, крепкими хозяйствами, добротными частными домами.
1. Трудовые:
2. Промысловые:
3. Спортивно-оздоровительные:
4. Культурно-эстетические:
5. Экологические:
Хочется отметить отличительную черту населения – взаимопомощь в решении трудных жизненных
проблем, организованность в проведении традиционных праздников, мероприятий, конкурсов.
Школа более 10 лет ведет антропометрическое исследование состояние здоровья детей. Но исследования
носят только констатирующий характер физического состояния, нет мониторинга психологического и
Физического состояния обучающихся, не созданы условия для познания своих психических,
физиологических и психических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья.
В школе нет медицинского работника, служба психолого-педагогического сопровождения только на стадии
создания. Не в полную меру реализованы педагогические возможности.
2. Анализ жизненных проблем
* Экологические
* Социальные
* Коммуникативные
* Управленческие
* Семейные
* Духовные
* Образовательные
Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения
Выявление образовательных запросов социальных, профессиональных и возрастных групп населения.
Запросы родителей:
* Обеспеченность школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам;
* Информатизация образовательного процесса - ознакомление с новыми образовательными стандартами (ФГОС)
* Получение ребенком качественного образования;
* Профориентационная работа;
* Организация полноценного питания детей;
* Обеспечение безопасности детей;
* Воспитание физически, нравственно и духовно развитой личности;
* Запросы общественных организаций, трудовых коллективов, администрации наслега, начальников микрорайонов (туэлбэ), руководителей предприятий;
* Воспитание организаторских способностей у учащихся, способных организовать свой бизнес;
Современная социокультурная ситуация в селе Туобуя характеризуется рядом условий:
Эконом подготовка специалистов муниципальных образований, готовых вернуться в село;
* Воспитание здорового поколения;
* Воспитание патриотов;
* Использование возможностей социума для привития трудовых навыков;
* Воспитание культуры поведения в общественных местах;
* Воспитание активной жизненной позиции;
* Получение полноценного общего образования , обеспечивающего равные возможности выпускников
Отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ.
Учащиеся ставят на первый план:
* Организация секций и кружков по своим интересам;
* Интересные мероприятия и конкурсы;
* Массовые спортивные соревнования;
* Выезд с дружескими встречами в соседние села;
Создание в школе атмосферы интересного, нового, увлекательного мира.
* Запросы учителей;
* Воспитание добросовестного отношения, ответственности к образовательному процессу, повышение
познавательного интереса обучающихся;
* Создание условий для укрепления физического, нравственного, духовного развития обучающихся;
* Создание условий для разностороннего развития своих возможностей;
* Повышение уровня педпросвещений родителей;
* Соответствующая оплата, материальное и моральное стимулирование труда педагогов.
Описание образовательной ситуации.
Описание Образовательного пространства в наслеге.
Влияние на развитие личности тех или иных слоев населения.
В селе около 100 человек имеют высшее и среднее специальное образование, что составляет 62% от общего числа взрослого населения. Тем самым, это дает правильное направление развитию личности, на осознанный выбор жизненных приоритетов и ценностей.
Положительные стороны:
- понимание получения образования для своего светлого будущего;
- осознанное стремление к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации.
Отрицательные стороны:
- отсутствие условий и возможностей, благоприятствующих обучению и воспитанию школьников, которые имеются в крупных населенных пунктах;
- недостаточность материально-технической базы школы;
- сложность установления связей с ВУЗ-ами и ССУЗ-ами республики;
- снижение жизненного уровня значительной части населения.
Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов.
Образовательная система школы с каждым годом становится более активной, продуктивной.
Создана эффективная, постоянно действующая система непрерывного образования педагогов и привлечения к работе социума наслега.
Основная миссия школы воспитание достойного «труженика», семьянина» и «гражданина».
Ведется систематизированная работа по улучшению качества образования, воспитания будущего поколения наслега.
- Анализ образовательной Программы образовательного учреждения:
- Постоянное соотнесение процесса развития школы с критериями эффективности:
* Социально-педагогическими- нормативными требованиями развития образовательного учреждения;
* Образовательным- достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями;
* Психолого-педагогический личностный рост.
2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы школы с другими программами развития образования.
3. Реализации в образовательном учреждении федерального, регионального и школьного стандартов во всем многообразии вариативных образовательных программ.
4. Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства наслега и улуса.
5.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг.
Формулирование ключевой проблемы образования.
В перспективе, планируется подключение наслега к новым коммуникационным технологиям кабельный Интернет-сети, мобильной связи. Новые инновационные и коммуникативные технологии
дадут возможность расширения и углубления образовательной среды социума. Ключевой проблемой образования социума наслега является воспитание социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования, включающую:
1. Патриотизм, готовность, способствовать процветанию родного края.
2. Физическая развитость
3. Компетентность
4. Конкурентноспособность
5. Коммуникабельность
6. Готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе
осознанного выбора программ общего и профессионального образования.
- Экономическая ситуация.
В настоящее время концепция развития сала изменяется. Основным приоритетом становится интенсивное развитие отраслей сельского хозяйства: коневодство, животноводство, промысловые занятия, где трудоспособное население получает годовой доход. Лошадей составляет 318 голов, крупный рогатый скот 190 голов. В селе постепенно реализовываются национальные и региональные приоритетные проекты в социальной сфере: образование, культура, здравоохранение.
Общая численность населения составляет 350 человек, трудоспособные 150 человек.
В настоящее время в селе функционируют 7 бюджетных организаций, которой поддерживается экономическая стабильность села: администрация, школа, ЖКХ, КСК, больница, детсад, ДЭС в котором работают 120 человек на оплачиваемую работу. Из них 32 работника пенсионеры.
- Социально-культурные ситуации.
Село Туобуя – самое отдаленное село в улусе, расположено 270 км от улусного центра Верхневилюйска, в ближайшем будущем село может развиваться сельскохозяйственном, туристическом направлении. Модель развития села характеризуется следующими процессами:
определенный рост благосостояния среднего класса жителей села;
утечка молодежи в городах и улусных центрах;
село характеризуется самобытной народной культурной и уникальным культурно-историческим наследием. В социально-культурной жизни населения села наблюдается ряд следующих процессов:
рост социально-демографических проблем, характеризуемых слабой социальной обеспеченностью населения и утечкой молодежи, рост численности людей старшего возраста;
недостаточное развитие социально-культурной инфраструктуры, удаленность и оторванность от центров культурного развития;
Исчезновение носителей культурно-исторических, фольклорных и ремесленнических традиций, потеря культурной самобытности.
- Технологические ситуации.
определяют современный вектор информатизации:
активное развитие и внедрение Интернет-коммуникаций во сне сферы жизнедеятельности населения;
анализ сферы социально-культурной ситуации села Туобуя позволяет выделить ряд её сильных и слабых сторон.
- Сильные стороны:
1.Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие:
-коневодство
-охота
-животноводство
2. Самобытность населения.
3. Уникальность и разнообразие природно-культурных ландшафтов.
4. Сложившаяся история жизнедеятельности, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры села.
5. Уникальное географическое положение.
- Слабые стороны:
1. Слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.
2. Отсутствие достаточных финансовых вложений в приобретение дорогостоящих инструментов.
3. Несоответствие кадрового потенциала современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере.
4. Творческая молодежь не представляет общественной силы, слабо организована, институционально не оформлена и не заставляет о себе власти, обществу, в том числе бизнесу и СМИ.
5. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ культуры села для его жителей и гостей.
6. Неразвита инфраструктура культурного туризма и не в полной мере актуализированы традиции гостеприимства.
Эти слабые стороны культурной сферы края могут усугубиться следующими внешними угрозами:
1. Сокращение бюджетных расходов на культуру в ситуации финансового кризиса. Как следствие – потеря уникальности и самобытности культуры села.
2. Отсутствие капиталовложений в инновационно-экспериментальную деятельность в сфере культуры. Как следствие – потеря привлекательности территории для жизни молодежи.
3. Принятие новых нормативных правовых документов, не учитывающих специфику учреждений культуры. Как следствие – снижение качества предоставляемых культурных услуг разрушение традиций.
- На сегодняшний день наиболее острыми являются противоречия:
между современными потребностями общества в ценностных ориентациях и неспособностью сложившейся системы культуры к их формированию и трансляции;
между потребностью в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным статусом отрасли культуры;
-между наступательным движением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности современного общества и неготовностью отрасли культуры наладить взаимодействие с коммерческим сектором;
-между внедрением инновационных технологий в жизнедеятельность общества и отсутствием возможности для их использования в действующих институтах культуры;
для разработки механизма преодоления существующих противоречий социально-культурной практики необходим объективный анализ культурной ситуации в селе, которой позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед культурой в целом , но и определить дальнейшие перспективы её развития, обладающие новизной, а именно:
1. Осознание востребованности творческих ресурсов, способных предложить инновационные модели мышления, где креативная составляющая является одним из факторов, определяющих социо - культурную действительность.
- Цель проекта:
- Разработка и реализация модели трудового воспитания сельских обучающихся, основанный на этнопедагогическое осмысление традиционного мировоззрения
- Основная идея и содержание проекта:
В последние десятилетия образовательном пространстве все меньше и меньше говорим о трудовом воспитании. Хотя многие школы работают по агропрофильными и дуальными направлениями и довольно успешно. Задача этих школ призвана обеспечить трудовую и профессиональную подготовку учащихся. Это очень сложно в условиях массового падения социального статуса трудовой деятельности, существенно изменившего авторитет профессий. Выполнение задач трудовой подготовки требует объективной оценки, пересмотра, ревизии многих устоявшихся в образовательной системе традиций и канонов. Среди самых актуальных – пересмотр отношение к селу, что позволит направить весь учебно - воспитательный и социо - культурный потенциал школы в сельской местности на развитие каждого ребенка, его самореализацию, с учетом личностной траектории.
Выпускники сельской школы должны жить в условиях обостренной и материальной неопределенности, решения задач организации новых форм хозяйствования на селе. Сельская школа призвана обеспечить соответствующую подготовку учащихся с учетом данных изменений. Условием подготовки трудового воспитания самореализующейся личности должен быть приобщение учащихся к традиционному мировоззрению и занятию этноса связанные с категориями духовных традиций этнического воспитания. Идеологией проекта трудового воспитания опирается на три составные части основных жизненных сил человека – Ийэ кут (мать душа), Буор кут (телесное начало), Салгын кут. Эти элементы объединяют три составные материальные части человека – голова, сердце, руки. Эти части тело в основном дают трудовую деятельность человеку. Играют большую роль на самореализацию человека в целом. Дисгармония этих начал влечет за собой физическую, психическую, нравственную неполноценность: ейе суох (человек без головы), сурэ5э суох (ленивый), салан киьи (человек без рук). Ребенка нужно научить работать голову, сердце и руки – это условие благополучия человека при жизни. Если мы сейчас будем дальше формировать автоматические навыки трудовых способностей и готовить работников (улэьит илии) то в будущем появятся хозяева для наших работников.
- Задачи проекта:
Организация внеурочных занятий по труду;
- Создание материально-технической базы трудового воспитания;
-Трудовая практика учащихся через организации творческих лабораторий:
1. Эколого - краеведческая лаборатория. Расширение знаний по истории и культуре края, охрана природы как необходимого сохранения условия жизни человека;
2.Культурологическая лаборатория. Изучение традиций и обычаев села;
3.Трудововая - промысловая лаборатория. Традиционные промыслы и занятия;
4.Спортивно - оздоровительная лаборатория. Пропаганда ЗОЖ, обеспечение жизнедеятельности внутреннего и внешнего самовыражения (БОДО).
- Общественно полезного производительного труда обучающихся;
-разработать модели трудового воспитания основанный на этническое осмысление, как фактор самореализующейся личности;
- Создать организационно – педагогические условия приобщения обучающихся к традиционному мировоззрению
- Психологическая концепция проекта:
- Создание системы духовного развития личности на основе опыта народной педагогики;
- Программа «Эркээйи»;
- Традиционная мировоззрения народа как основа духовного воспитания личности.
- Сроки и этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – 2013 – 2014 учебные годы.
2 этап – внедренческий – 2014-2015 учебные годы.
3 этап – итоговый – 2015-2016 учебные годы.
- 1 этап – подготовительный – 2013-2014 учебные годы
- Этап диагностического исследования: предварительное ознакомление с актуальными проблемами трудового воспитания школьников в условиях социокультурного пространства села.
- Анализ реального уровня педагогической деятельности сельской школы по проблемам трудового воспитания.
- Определение научного поиска.
- Подготовка нормативно-правовой документации проекта;
- Разработка и адаптация учебной документации: учебных планов, программ;
- Разработка штатных нормативов, тарификации, учебного расписания;
- Определение и разработка механизмов научно-методического, кадрового, технического обеспечения проекта.
2 этап - внедренческий - 2014 - 2015 учебные годы:
- профессионально-ориентационная деятельность
для 8-9-х предпрофильных классов;
- профессионально-практическая деятельность на основе организации первичной производственно-ознакомительной практики обучающихся;
- аттестационная деятельность по контролю и анализу результативности реализации проекта, а также качества профессиональной теоретической и практической подготовки учащихся в рамках реализации проекта в форме ежемесячной, промежуточной и итоговой аттестации.
- Обобщение опыта трудового воспитания школьников в селе и оценка состояния функциональной возможности социокультурного пространства села в контексте исследуемой проблемы.
- Определение методологии, методов, задач, и источниковедческой базы исследования.
3 этап - итоговый - 2015 - 2016 учебные годы:
Запуск апробированных механизмов реализации проекта в режим постоянного действия.
Подготовка самореализующейся личности конкурентноспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села.
- Нормативно-правовая база проекта;
- Конституция РФ и Конституция РС(Я). Законы «Об образовании» РФ и РС(Я). Декларация прав человека ООН. Трудовой кодекс РФ;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Учебный план МБОУ Тобуинская средняя общеобразовательная школа;
- Устав МБОУ Тобуинская средняя общеобразовательная школа.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Финансирование мероприятий проекта планируется осуществлять за счет средств бюджета участников проекта в порядке софинансирования с соответствующим оформлением нормативными актами органов участников проекта. Для реализации проекта привлекаются также средства внебюджетных источников.
- Объемы финансирования реализации проекта корректируются участниками проекта ежегодно, исходя из возможностей участников проекта.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
- Появление новых направлений в системе профориентации школьников, ориентированных на специальности.
- Повышение уровня самореализации школьника в условиях рыночной экономики.
- Усовершенствование модели трудового воспитания основанный на традиционное мировоззрение
- Организация этнопедагогического подхода трудового воспитания в процессе начального основного и среднего общего образования.
- Условия интеграции и активизации этнопедагогического потенциала трудового воспитания в социокультурном простанстве села.
- Гибкая и целостная система совместной деятельности и участия всех социальных институтов.