Приветствую Вас, Гость

«Трудовое воспитание - фактор становления личности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тобуинская средняя общеобразовательная школа

АНАЛИЗ СОЦИО - КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
СЕЛА ТУОБУЯ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЛА

1.1 Территориальная-административная.

Тобуинская средняя общеобразовательная школа находится в селе Тобуя, Верхневилюйского улуса, РС(Я).

Центр улуса – с. Верхневилюйск

Удаленность села Тобуя от улусного центра состовляет 280 км.

Территория наслега-6265,63 га

Площадь населенного пункта-1059472 кв.м.

Транспортная связь с центром улуса:

  • В зимнее время-автозимник (в зависимости от природных условий с начала ноября до конца апреля)
  • В летнее время-авиатранспорт (рейсы производятся в зависимости от количества пассажиров и погодных условий)

Таким образом, связь с центром прерывается на месяцы.

1.2. Хозяйственно – экономическая.

Население занимается молочным скотоводством, мясным табунам коневодством, охотой.

Личные подсобные хозяйства объедены в 1 крестьянское кооперированное хозяйство.

Число семей, имеющих крупный рогатый скот-. Большинство семей выживает за счет продукции личного подсобного хозяйства, охоты, но нет ранка сбыта продукции – сложная транспортная схема, низкая закупочная цена, завышенные требования Роспотребнадзора, бюрократическая волокита сводят все старания сельского жителя на нет. Разведением скота занимаются в основном семьи среднего и старшего поколения, молодые семьи не видят в скотоводстве выгоды, трудности в заготовке кормов в летнее время, проживание одной семьей с родителями, не приобщение детей к традиционным занятиям привели к отходу от традиционного вида хозяйствования. В предприятиях и организациях села занято 107 человек из 175 человек взрослого населения.

1.3. предприятия наслега:

  1. Администрация наслега-6
  2. Средняя школа-33
  3. Детский сад-8
  4. Больница-11
  5. Культурно-спортивный комплекс-7
  6. Дизельная электростанция-7
  7. Ветпункт-2
  8. Пекарня-2
  9. Почта-2
  10. Сахателеком-1
  11. ИП-1
  12. Лесхоз-1
  13. Представитель охотобщества-1
  14. Общественные организации-административный совет, род.комитет, туолбэ “Дьаарбан”, “Алаьа”, “Чаран”, молодежная организация «Сайдыс».

1.4. Демографическая:

* Численность населения-350

* Возрастной состав:

* Дошкольный возраст-39

* Из них воспитанники ДОУ «Танюша»-25

Школьники-54

* Молодежь до 35 лет-99, из них студентов-38

* До 50 лет-71 * Пенсионеры-51.

1.5.Социальная и культурно-национальная:

- Средний заработок семьи-10 тыс. рублей;

- Количество безработных-26, из них состоят в службу занятости-3

- 50% малообеспеченных семей-

- 0% неблагополучных семей-

- Семьи с детьми – инвалидами-2, количество детей-инволидов-2.

- Семьи-опекуны-7

- Многодетные семьи-8 и более детей в семье

- Многодетные семьи-8 и более детей в семье

Национальный состав населения:

Якуты-332.

Эвены-3.

Беженцев и вынужденных переселенцев-нет.

В селе одна языковая среда-сахаязычная.

1.6. Образование:

- с высшим образованием-27

- неоконченное высшее-6

- среднее специальное-43

- Анализ социальной и образовательной среды показывает средний. Образовательный уровень взрослого

населения-только в учреждениях образовательной среды имеются специалисты с высшим образованием.

Большинство молодых родителей – средним специальным образованием.

1.7. Традиции села:

Село отличается трудолюбием и людьми, крепкими хозяйствами, добротными частными домами.

1. Трудовые:

2. Промысловые:

3. Спортивно-оздоровительные:

4. Культурно-эстетические:

5. Экологические:

Хочется отметить отличительную черту населения – взаимопомощь в решении трудных жизненных

проблем, организованность в проведении традиционных праздников, мероприятий, конкурсов.

Школа более 10 лет ведет антропометрическое исследование состояние здоровья детей. Но исследования

носят только констатирующий характер физического состояния, нет мониторинга психологического и

Физического состояния обучающихся, не созданы условия для познания своих психических,

физиологических и психических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья.

В школе нет медицинского работника, служба психолого-педагогического сопровождения только на стадии

создания. Не в полную меру реализованы педагогические возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ жизненных проблем

* Экологические

* Социальные

* Коммуникативные

* Управленческие

* Семейные

* Духовные

* Образовательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения

Выявление образовательных запросов социальных, профессиональных и возрастных групп населения.

Запросы родителей:

* Обеспеченность школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам;

* Информатизация образовательного процесса - ознакомление с новыми образовательными стандартами (ФГОС)

* Получение ребенком качественного образования;

* Профориентационная работа;

* Организация полноценного питания детей;

* Обеспечение безопасности детей;

* Воспитание физически, нравственно и духовно развитой личности;

* Запросы общественных организаций, трудовых коллективов, администрации наслега, начальников микрорайонов (туэлбэ), руководителей предприятий;

* Воспитание организаторских способностей у учащихся, способных организовать свой бизнес;

Современная социокультурная ситуация в селе Туобуя характеризуется рядом условий:

Эконом подготовка специалистов муниципальных образований, готовых вернуться в село;

* Воспитание здорового поколения;

* Воспитание патриотов;

* Использование возможностей социума для привития трудовых навыков;

* Воспитание культуры поведения в общественных местах;

* Воспитание активной жизненной позиции;

* Получение полноценного общего образования , обеспечивающего равные возможности выпускников

Отдаленных сельских школ республики с выпускниками городских школ.

Учащиеся ставят на первый план:

* Организация секций и кружков по своим интересам;

* Интересные мероприятия и конкурсы;

* Массовые спортивные соревнования;

* Выезд с дружескими встречами в соседние села;

Создание в школе атмосферы интересного, нового, увлекательного мира.

* Запросы учителей;

* Воспитание добросовестного отношения, ответственности к образовательному процессу, повышение

познавательного интереса обучающихся;

* Создание условий для укрепления физического, нравственного, духовного развития обучающихся;

* Создание условий для разностороннего развития своих возможностей;

* Повышение уровня педпросвещений родителей;

* Соответствующая оплата, материальное и моральное стимулирование труда педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание образовательной ситуации.

Описание Образовательного пространства в наслеге.

Влияние на развитие личности тех или иных слоев населения.

В селе около 100 человек имеют высшее и среднее специальное образование, что составляет 62% от общего числа взрослого населения. Тем самым, это дает правильное направление развитию личности, на осознанный выбор жизненных приоритетов и ценностей.

Положительные стороны:

- понимание получения образования для своего светлого будущего;

  • осознанное стремление к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации.

Отрицательные стороны:

  • отсутствие условий и возможностей, благоприятствующих обучению и воспитанию школьников, которые имеются в крупных населенных пунктах;
  • недостаточность материально-технической базы школы;
  • сложность установления связей с ВУЗ-ами и ССУЗ-ами республики;
  • снижение жизненного уровня значительной части населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов.

Образовательная система школы с каждым годом становится более активной, продуктивной.

Создана эффективная, постоянно действующая система непрерывного образования педагогов и привлечения к работе социума наслега.

Основная миссия школы воспитание достойного «труженика», семьянина» и «гражданина».

Ведется систематизированная работа по улучшению качества образования, воспитания будущего поколения наслега.

  • Анализ образовательной Программы образовательного учреждения:
  1. Постоянное соотнесение процесса развития школы с критериями эффективности:

* Социально-педагогическими- нормативными требованиями развития образовательного учреждения;

* Образовательным- достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями;

* Психолого-педагогический личностный рост.

2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы школы с другими программами развития образования.

3. Реализации в образовательном учреждении федерального, регионального и школьного стандартов во всем многообразии вариативных образовательных программ.

4. Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства наслега и улуса.

5.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг.

 

 

 

Формулирование ключевой проблемы образования.

В перспективе, планируется подключение наслега к новым коммуникационным технологиям кабельный Интернет-сети, мобильной связи. Новые инновационные и коммуникативные технологии

дадут возможность расширения и углубления образовательной среды социума. Ключевой проблемой образования социума наслега является воспитание социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования, включающую:

1. Патриотизм, готовность, способствовать процветанию родного края.

2. Физическая развитость

3. Компетентность

4. Конкурентноспособность

5. Коммуникабельность

6. Готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе

осознанного выбора программ общего и профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая ситуация.

В настоящее время концепция развития сала изменяется. Основным приоритетом становится интенсивное развитие отраслей сельского хозяйства: коневодство, животноводство, промысловые занятия, где трудоспособное население получает годовой доход. Лошадей составляет 318 голов, крупный рогатый скот 190 голов. В селе постепенно реализовываются национальные и региональные приоритетные проекты в социальной сфере: образование, культура, здравоохранение.

Общая численность населения составляет 350 человек, трудоспособные 150 человек.

В настоящее время в селе функционируют 7 бюджетных организаций, которой поддерживается экономическая стабильность села: администрация, школа, ЖКХ, КСК, больница, детсад, ДЭС в котором работают 120 человек на оплачиваемую работу. Из них 32 работника пенсионеры.

  1. Социально-культурные ситуации.

Село Туобуя – самое отдаленное село в улусе, расположено 270 км от улусного центра Верхневилюйска, в ближайшем будущем село может развиваться сельскохозяйственном, туристическом направлении. Модель развития села характеризуется следующими процессами:

определенный рост благосостояния среднего класса жителей села;

утечка молодежи в городах и улусных центрах;

село характеризуется самобытной народной культурной и уникальным культурно-историческим наследием. В социально-культурной жизни населения села наблюдается ряд следующих процессов:

рост социально-демографических проблем, характеризуемых слабой социальной обеспеченностью населения и утечкой молодежи, рост численности людей старшего возраста;

недостаточное развитие социально-культурной инфраструктуры, удаленность и оторванность от центров культурного развития;

Исчезновение носителей культурно-исторических, фольклорных и ремесленнических традиций, потеря культурной самобытности.

  1. Технологические ситуации.

определяют современный вектор информатизации:

активное развитие и внедрение Интернет-коммуникаций во сне сферы жизнедеятельности населения;

анализ сферы социально-культурной ситуации села Туобуя позволяет выделить ряд её сильных и слабых сторон.

  • Сильные стороны:

1.Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие:

-коневодство

-охота

-животноводство

2. Самобытность населения.

3. Уникальность и разнообразие природно-культурных ландшафтов.

4. Сложившаяся история жизнедеятельности, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры села.

5. Уникальное географическое положение.

  • Слабые стороны:

1. Слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.

2. Отсутствие достаточных финансовых вложений в приобретение дорогостоящих инструментов.

3. Несоответствие кадрового потенциала современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере.

4. Творческая молодежь не представляет общественной силы, слабо организована, институционально не оформлена и не заставляет о себе власти, обществу, в том числе бизнесу и СМИ.

5. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ культуры села для его жителей и гостей.

6. Неразвита инфраструктура культурного туризма и не в полной мере актуализированы традиции гостеприимства.

Эти слабые стороны культурной сферы края могут усугубиться следующими внешними угрозами:

1. Сокращение бюджетных расходов на культуру в ситуации финансового кризиса. Как следствие – потеря уникальности и самобытности культуры села.

2. Отсутствие капиталовложений в инновационно-экспериментальную деятельность в сфере культуры. Как следствие – потеря привлекательности территории для жизни молодежи.

3. Принятие новых нормативных правовых документов, не учитывающих специфику учреждений культуры. Как следствие – снижение качества предоставляемых культурных услуг разрушение традиций.

  • На сегодняшний день наиболее острыми являются противоречия:

между современными потребностями общества в ценностных ориентациях и неспособностью сложившейся системы культуры к их формированию и трансляции;

между потребностью в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным статусом отрасли культуры;

-между наступательным движением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности современного общества и неготовностью отрасли культуры наладить взаимодействие с коммерческим сектором;

-между внедрением инновационных технологий в жизнедеятельность общества и отсутствием возможности для их использования в действующих институтах культуры;

для разработки механизма преодоления существующих противоречий социально-культурной практики необходим объективный анализ культурной ситуации в селе, которой позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед культурой в целом , но и определить дальнейшие перспективы её развития, обладающие новизной, а именно:

1. Осознание востребованности творческих ресурсов, способных предложить инновационные модели мышления, где креативная составляющая является одним из факторов, определяющих социо - культурную действительность.

  • Цель проекта:
  • Разработка и реализация модели трудового воспитания сельских обучающихся, основанный на этнопедагогическое осмысление традиционного мировоззрения
  • Основная идея и содержание проекта:

В последние десятилетия образовательном пространстве все меньше и меньше говорим о трудовом воспитании. Хотя многие школы работают по агропрофильными и дуальными направлениями и довольно успешно. Задача этих школ призвана обеспечить трудовую и профессиональную подготовку учащихся. Это очень сложно в условиях массового падения социального статуса трудовой деятельности, существенно изменившего авторитет профессий. Выполнение задач трудовой подготовки требует объективной оценки, пересмотра, ревизии многих устоявшихся в образовательной системе традиций и канонов. Среди самых актуальных – пересмотр отношение к селу, что позволит направить весь учебно - воспитательный и социо - культурный потенциал школы в сельской местности на развитие каждого ребенка, его самореализацию, с учетом личностной траектории.

Выпускники сельской школы должны жить в условиях обостренной и материальной неопределенности, решения задач организации новых форм хозяйствования на селе. Сельская школа призвана обеспечить соответствующую подготовку учащихся с учетом данных изменений. Условием подготовки трудового воспитания самореализующейся личности должен быть приобщение учащихся к традиционному мировоззрению и занятию этноса связанные с категориями духовных традиций этнического воспитания. Идеологией проекта трудового воспитания опирается на три составные части основных жизненных сил человека – Ийэ кут (мать душа), Буор кут (телесное начало), Салгын кут. Эти элементы объединяют три составные материальные части человека – голова, сердце, руки. Эти части тело в основном дают трудовую деятельность человеку. Играют большую роль на самореализацию человека в целом. Дисгармония этих начал влечет за собой физическую, психическую, нравственную неполноценность: ейе суох (человек без головы), сурэ5э суох (ленивый), салан киьи (человек без рук). Ребенка нужно научить работать голову, сердце и руки – это условие благополучия человека при жизни. Если мы сейчас будем дальше формировать автоматические навыки трудовых способностей и готовить работников (улэьит илии) то в будущем появятся хозяева для наших работников.

  • Задачи проекта:

Организация внеурочных занятий по труду;

- Создание материально-технической базы трудового воспитания;

-Трудовая практика учащихся через организации творческих лабораторий:

1. Эколого - краеведческая лаборатория. Расширение знаний по истории и культуре края, охрана природы как необходимого сохранения условия жизни человека;

2.Культурологическая лаборатория. Изучение традиций и обычаев села;

3.Трудововая - промысловая лаборатория. Традиционные промыслы и занятия;

4.Спортивно - оздоровительная лаборатория. Пропаганда ЗОЖ, обеспечение жизнедеятельности внутреннего и внешнего самовыражения (БОДО).

- Общественно полезного производительного труда обучающихся;

-разработать модели трудового воспитания основанный на этническое осмысление, как фактор самореализующейся личности;

- Создать организационно – педагогические условия приобщения обучающихся к традиционному мировоззрению

 

  • Психологическая концепция проекта:

- Создание системы духовного развития личности на основе опыта народной педагогики;

- Программа «Эркээйи»;

- Традиционная мировоззрения народа как основа духовного воспитания личности.

 

 

  • Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – 2013 – 2014 учебные годы.

2 этап – внедренческий – 2014-2015 учебные годы.

3 этап – итоговый – 2015-2016 учебные годы.

  • 1 этап – подготовительный – 2013-2014 учебные годы
  • Этап диагностического исследования: предварительное ознакомление с актуальными проблемами трудового воспитания школьников в условиях социокультурного пространства села.
  • Анализ реального уровня педагогической деятельности сельской школы по проблемам трудового воспитания.
  • Определение научного поиска.
  • Подготовка нормативно-правовой документации проекта;
  • Разработка и адаптация учебной документации: учебных планов, программ;
  • Разработка штатных нормативов, тарификации, учебного расписания;
  • Определение и разработка механизмов научно-методического, кадрового, технического обеспечения проекта.

2 этап - внедренческий - 2014 - 2015 учебные годы:

  • профессионально-ориентационная деятельность

для 8-9-х предпрофильных классов;

  • профессионально-практическая деятельность на основе организации первичной производственно-ознакомительной практики обучающихся;
  • аттестационная деятельность по контролю и анализу результативности реализации проекта, а также качества профессиональной теоретической и практической подготовки учащихся в рамках реализации проекта в форме ежемесячной, промежуточной и итоговой аттестации.
  • Обобщение опыта трудового воспитания школьников в селе и оценка состояния функциональной возможности социокультурного пространства села в контексте исследуемой проблемы.
  • Определение методологии, методов, задач, и источниковедческой базы исследования.

 

3 этап - итоговый - 2015 - 2016 учебные годы:

Запуск апробированных механизмов реализации проекта в режим постоянного действия.

Подготовка самореализующейся личности конкурентноспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села.

  • Нормативно-правовая база проекта;
  • Конституция РФ и Конституция РС(Я). Законы «Об образовании» РФ и РС(Я). Декларация прав человека ООН. Трудовой кодекс РФ;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • Учебный план МБОУ Тобуинская средняя общеобразовательная школа;
  • Устав МБОУ Тобуинская средняя общеобразовательная школа.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Финансирование мероприятий проекта планируется осуществлять за счет средств бюджета участников проекта в порядке софинансирования с соответствующим оформлением нормативными актами органов участников проекта. Для реализации проекта привлекаются также средства внебюджетных источников.
  • Объемы финансирования реализации проекта корректируются участниками проекта ежегодно, исходя из возможностей участников проекта.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

  • Появление новых направлений в системе профориентации школьников, ориентированных на специальности.
  • Повышение уровня самореализации школьника в условиях рыночной экономики.
  • Усовершенствование модели трудового воспитания основанный на традиционное мировоззрение
  • Организация этнопедагогического подхода трудового воспитания в процессе начального основного и среднего общего образования.
  • Условия интеграции и активизации этнопедагогического потенциала трудового воспитания в социокультурном простанстве села.
  • Гибкая и целостная система совместной деятельности и участия всех социальных институтов.